Откатные ворота – удобное, современное решение, оптимальный выбор для оснащения въездного проема на территорию частного дома. Конструкция такого сооружения довольно сложная, но используя пошаговую инструкцию и простые советы, владельцы участка вполне смогут разобраться, как установить откатные ворота своими руками. Для монтажа всего-то и нужно, что умение пользоваться инструментами и небольшой строительный опыт.
Конструкция откатных ворот
Каркас
Состоит из направляющей балки на которую приваривается каркас из трубы 60х40, после чего каркас наполняется трубой 40х20, для придания конструкции большей жесткости.
Полотно
Для заполнения рамы ворот можно использовать любые материалы (профнастил, евроштакетник, сетку Рабицу, листовую сталь, поликарбонат с ковкой, пр.), что позволяет подобрать вариант под забор, дизайн дома и ландшафта.
Роликовая система
Обеспечивает возможность движения полотна, содержит следующие элементы:
направляющий рельс;
роликовые тележки – отвечают за движение створки, берут на себя всю нагрузку во время движения створки;
накатной ролик – закрепляется на переднем торце балки, служит опорой для створки, исполняет роль демпфера (смягчает удар при вхождении створки в нижний улавливатель);
роликовый ограничитель – шина или скоба, которая устанавливается на верхнем крае опорного столба и дополнительно фиксирует полотно.
Улавливатели
Верхний и нижний П-образные кронштейны, выполненные из металлической пластины толщиной не менее 0,4 мм. Устанавливаются на опоры ворот, предотвращают смещение вбок створки, находящейся в закрытом состоянии, а также снижают нагрузку на роликовые опоры и направляющую балку.
Нижний улавливатель работает совместно с торцевым роликом. Поэтому перед монтажом необходимо проконтролировать, насколько свободно концевой ролик входит в фиксатор.
Фундамент
Самым оптимальным вариантом при выборе фундамента для откатных ворот являются винтовые сваи. Наша компания при монтаже ворот использует две (иногда и более) винтовые сваи 89 диаметра, которые заглубляются на 2 метра в землю. К винтовым сваям приваривается швеллер и устанавливается роликовая система. Далее уже устанавливаются откатные ворота.
Также не менее надежным фундаментом является бетонная армированная тумба. Массивная железобетонная конструкция, оснащенная закладной площадкой. На фундамент монтируются две стационарных роликовых опоры и при необходимости электропривод автоматики.
Автоматика
Позволяет управлять движением створки, не выходя из машины или дома, используя пульт ДУ. Обеспечивает надежность удержания ворот в закрытом положении. Благодаря автоматике, сдвинуть закрытую створку с места без ключа или тяжелой техники невозможно.
Составляющие автоматической системы откатных ворот
Электропривод – отвечает за движение створки.
Зубчатая рейка – связующее звено между автоматикой и воротами, обеспечивает преобразование крутящего момента от электропривода в поступательное движение створки.
Сигнальная лампа – подает световой сигнал в процессе открытия – закрытия створки, что предупреждает повреждение машины и травмирование человека.
Фотоэлементы – закреплены на столбах напротив друг друга, создают невидимый сигнал, прерывание которого прекращает движение ворот. Сигнал прерывается, если на его пути появляется препятствие в виде человека, животного или предмета. Установка фотоэлементов – это отличная дополнительная мера безопасности.
Пульт дистанционного управления – миниатюрный и удобный брелок.
* GSM-модуль - для дистанционного управления с любой точки земного шара, при помощи сотового телефона.
Нет необходимости покупать составляющие автоматической системы по отдельности, так как можно подобрать не подходящие друг к другу элементы, тем более что в продаже имеются готовые комплекты.
Конечно, можно обойтись и без установки автоматики – створка легко сдвигается и путем приложения небольшого усилия. Но, автоматическая система стоит недорого, установить ее несложно своими руками, а предоставляемый функционал внесет дополнительный комфорт в жизнь пользователя.
Как работают откатные ворота разных видов
Створка движется на роликах вдоль направляющей и в процессе закрытия проема заезжает в улавливатель, обеспечивающий надежность фиксации полотна. По месту расположения направляющей различается три вида откатных ворот:
Консольные. Наиболее востребованный вид откатных ворот. Створка перемещается, не касаясь поверхности земли, удерживается на весу за счет усилия противовеса. Роликовая тележка стационарно закреплена на фундаменте. При расчетах конструкции ворот следует учесть, что для уравновешивания массы створки, рама должна быть в 1,5 раза длиннее проема. Установка откатных сооружений консольного типа проводится в проемы шириной не более 6 м.
Подвесные. Направляющая балка ворот располагается над проемом и прикрепляется к опорным столбам. Створка подвешивается к рельсу с помощью роликовых тележек. Установка таких конструкций оправдана, если не планируется заезд на участок грузовых автомобилей с высоким кузовом или автобусов.
Рельсовые. Створка удерживается роликом, который движется по рельсу, утопленному в дорожном полотне. Вариант оптимально подходит для проемов любой ширины. Минус – необходимость регулярной очистки рельса от набивающего в полость мусора, грязи, листвы, снега и наледи.
Наиболее востребованными являются одностворчатые откатные ворота. Но в проеме шириной более 6 м рекомендуется устанавливать сооружения с двумя створками, при этом для каждой створки понадобится свой комплект автоматики.
Преимущества откатных ворот
Простое управление. Створка легко скользит на роликах, поэтому сдвигать ее несложно и вручную, а установка автоматики позволяет управлять воротами на расстоянии.
Экономия полезного пространства. Створка откатывается параллельно забору, что позволяет использовать откатные ворота в условиях повышенной плотности застройки.
Долговечность. Сооружения устойчивы к атмосферным явлениям, ветровым и ударным нагрузкам, послужат несколько десятков лет.
Универсальность. Устанавливать ворота можно в проемы любой ширины.
Легкость ухода. От владельцев потребуется лишь периодически смазывать роликовые механизмы.
Требования к конструкции ворот
Чтобы откатные ворота выполняли свои функции «на отлично» и служили долго, при их сборке и установке необходимо учесть следующее:
несущие столбы должны быть надежно закреплены в грунте, чтобы выдерживать ветровые и ударные нагрузки, массу створки;
направляющая балка прикрепляется к раме посредством сварки;
полотно не должно прогибаться под своим весом, поэтому удерживающий его каркас должен быть достаточно надежным;
роликовая система и электропривод подбираются в соответствии с весом полотна;
для откатывания створки понадобится освободить вдоль забора пространство шириной 0,5 м.
Кроме того, перед установкой ворот нужно изучить рельеф участка, поинтересоваться типом грунта и глубиной промерзания почвы, что позволит определиться с параметрами фундамента и опорных столбов.
Что нужно подготовить для установки роликовых откатных ворот своими руками
Для ворот 4 м длиной понадобится
Металлическая труба с профильным сечением 60х40 мм – используется для сборки рамы. Понадобится от 18 погонных метров металлопроката;
Металлическая труба с сечением 40х20 мм (до 20 пог. м.) – применяется для внутреннего заполнения рамы.
Швеллер длиной от 150 до 300 см – служит для устройства закладной на фундаменте под роликовые направляющие. Если нет швеллера, то можно использовать два стальных уголка с полками по 10 см, соединив их сваркой по длине.
Листовая сталь для закладных, которые помещаются в кладку кирпичных или каменных столбов, если таковые будут использоваться для декорирования опорных труб.
Арматурные стержни или стальной прут диаметром 10-12 мм – элементы понадобятся при устройстве фундамента или крепления швеллера. Достаточно будет 15 м.
Составляющие для приготовления бетона (цемент М300, песчаный и щебневый наполнитель, вода).
При монтаже откатных ворот на винтовых сваях - понадобится 2 винтовые сваи диаметром 89 мм и длиной 2 метра.
Грунтовка и краска по металлу – для окрашивания металлических элементов конструкции ворот.
Инструмент
Для работы нужно запастись лопатой, трамбовкой, аппаратом для сварки, болгаркой или УШМ с очистным и отрезным кругом, емкостью для замешивания бетона или сваекрут (зависит от выбранного фундамента), шуруповертом, рулеткой, карандашом, рожковыми ключами, кистью для окрашивания.
Материалы для полотна
Профнастил – листовая сталь, профилированная для жесткости, оцинкованная и покрытая полимером для защиты от коррозии. Это легкий, но прочный и долговечный материал, который не требует ухода. Профлист выпускается в разнообразии цветов, а также может имитировать дерево разных пород, каменную и кирпичную кладку.
Листовая сталь и поликарбонат – обычно используются вместе с ковкой. Красивые кованые конструкции подчеркнут хороший вкус и солидность владельцев дома.
Сетка Рабица – оптимальный материал для ворот на дачном участке. Конструкция полностью пропускает свет, что важно для роста и развития растений. Однако, сетка не закрывает участок от прохожих.
Евроштакетник – вариант для дачи, частного дома и небольшой организации. Материал довольно прочный, красиво смотрится, прослужит долгие годы без потери эстетичности.
Древесина – здесь можно использовать брус или распиленное вдоль бревно. Однако, такой материал довольно тяжелый и требует особого ухода – регулярной обработки специальными средствами для защиты от влаги и насекомых.
Автоматика
При покупке автоматической системы необходимо внимательно изучить характеристики, в частности, мощность, допустимый температурный и влажностный режим. Не стоит экономить на автоматике – комплект по низкой цене не сможет гарантировать желаемый функционал и качество работы. Лучше немного добавить денег и отдать предпочтение продукции таких проверенных брендов, как Came, Nice, Hormann, DoorHan.
Как правильно установить откатные ворота: подробная инструкция
1 этап. Проектирование конструкции
На данном этапе составляется эскиз для визуализации будущих ворот и подготавливается чертеж с указанием размеров, что поможет рассчитать нужное количество материалов.
Параметры створки
Ширина полотна зависит от размеров проема, параметры которого, в свою очередь, определяются видом автомобилей, что будут въезжать на территорию, и углом заезда. К требуемой ширине нужно добавить по 0,5 м с каждой стороны – это свободный зазор, который должен оставаться между заезжающим авто и опорными столбами ворот.
Для въезда легковых автомобилей достаточно будет проема шириной 2,5-3 м, но для автобуса, грузовика или трактора полезная ширина откатных ворот составляет от 3,5 м. Если же въезд в проем по прямой линии затруднен, и машина будет заезжать под углом, то планируемая ширина ворот увеличивается в 1,5 раза. Для любых ситуаций оптимальным будет воротный проем величиной 4,0 м.
При расчете проектной ширины створки к величине проема нужно добавить еще 20 см. Такое дополнение необходимо, чтобы исключить возможность просмотра участка через щель со стороны опорных роликов. При определении высоты ворот нужно учитывать, что створка устанавливается с зазором в 10 см от уровня земли.
Этап 2. Установка опорных столбов
Это наиболее ответственный этап, так как от надежности опор будет зависеть устойчивость ворот. В качестве опор можно использовать деревянные и бетонные столбы, металлические трубы. Последний вариант является наиболее надежным, так как древесина поддается гниению и, несмотря на специальную обработку, поддается гниению, а бетонные опоры слишком тяжелые и к ним сложно крепить элементы для установки воротной створки.
Если использовать металлические столбы, то монтаж улавливателей и поддерживающей шины не составит труда – элементы прикрепляются с помощью сварки. Для декоративности трубы можно обложить камнем или кирпичом, но в этом случае в кладку нужно внедрить закладные – площадки из толстой листовой стали, к которым привариваются отрезки жесткой проволоки или прутка. В процессе строительства кладки проволочные элементы укладываются в швы таким образом, чтобы нащельники располагались на заданной высоте.
Винтовые сваи устанавливаются при помощи специального инструмента - сваекрута. Сваи заглубляются на глубина 2 метра в землю, после чего к винтовым сваям приваривается швеллер и роликовая система. На роликовую систему устанавливаются откатные ворота.
Если мы говорим о бетонной армированной тумбе, то выкапывается ямы 2х1,5 метра, шириной 40 см. В выкопанную яму устанавливается арматурный каркас и далее заливается бетон марки М300.
Выбор фундамента для откатных ворот зависит от грунта вашего участка.
Этап 3. Планировка траншеи под фундамент
Для начала необходимо рассчитать длину фундамента.
Ширина фундамента бетонной армированной тумбы - 40 см.
Глубина фундамента – на 20 см. ниже уровня промерзания грунта, но не менее 1 м., но не надо забыть, что это зависит от типа фундамента.
В завершение расчеты переносятся в натуру – по углам будущей траншеи выставляются колышки и по ним натягивается трос.
После монтажа швеллер должен располагаться вплотную к опорным столбам и строго параллельно перемещению откатных ворот. Любые отклонения от этого правила недопустимы!
Этап 4. Сооружение фундамента
Выкапывается траншея заданных размеров.
Металлический пруток или арматура нарезается на стержни двух видов: короткие по 20 см и длинные – равные глубине траншеи.
Отрезается швеллер нужной длины.
Длинные стержни привариваются к боковым полкам швеллера с шагом 30 см. В результате получается конструкция, похожая на скамейку с множеством тонких ножек.
Противоположные «ножки» соединяются попарно путем приваривания коротких перемычек на расстоянии 70-80 см от швеллера.
В траншею засыпается слой щебня и песка. Каждый слой поливается водой и трамбуется. Общая толщина «подушки» составляет 10-15 см.
Закладная опускается в траншею ножками вниз, заглубляется в песок.
Швеллер выравнивается по уровню поверхности земли – верхняя плоскость должна совпадать с уровнем проезжей части проема. Если в дальнейшем планируется настилать плитку, асфальт или бетонное покрытие, то при выставлении закладной нужно учитывать будущее увеличение высоты проездной зоны.
Собирается съемная опалубка.
В траншею заливается бетон и тщательно трамбуется.
Для возможности дальнейшего монтажа откатных ворот, фундамент должен выстояться не меньше 3 дней, чтобы бетон достиг марочной прочности. Либо потребуется дополнительное укрепление основания откатных ворот, укосами и раскосами, тогда монтировать ворота можно в день заливки основания.
Прокладка электрокабеля
Если планируется устанавливать автоматику для ворот и/или систему видеонаблюдения, то еще до заливки бетона в траншее нужно проложить электрический кабель в гофротрубе для защиты от влаги, агрессивного грунта и механических повреждений. Свободные концы кабеля выводятся наружу и должны составлять не менее 1,5 м.
Состав бетона для фундамента
Раствор для заливки фундамента готовится при соблюдении следующих пропорций: на 1 кг цемента берется 3 кг песка, 5 кг щебня и вода, объем которой составляет половину от общего количества компонентов.
После замешивания раствор сразу выливается в траншею. Готовить бетон можно порциями, заливать послойно, прокладывая каждый слой арматурным стержнем в нескольких местах, чтобы исключить образование пустот.
Этап 5. Изготовление створки
Для сборки каркаса ворот своими руками нужно уметь пользоваться сварочным аппаратом. Если таких навыков нет, то лучше не рисковать собственной безопасностью и качеством воротной створки, и воспользоваться услугами профессионального сварщика.
Процесс производства каркаса
Профильные трубы очищаются от коррозии и окалины путем использования болгарки со щеткой по металлу. Поверхность профилей обезжиривается с помощью бензина или другого средства, затем обрабатывается средством для защиты от коррозии.
Все элементы каркаса выкладываются на идеально ровное основание, выставляются по уровню и прихватываются сваркой (делаются прихватки по 2 см длиной через каждые 50 см). Прежде всего, собирается рама – к направляющей приваривается труба сечением 60х40 мм, затем к ней крепятся такие же трубы по вертикали и в завершение – верхняя поперечина и откос. Сварка ведется в шахматном порядке, что позволяет предупредить перегрев отдельных участков и обеспечить нахождение элементов в одной плоскости.
Привариваются заполняющие каркас трубы 40х20 мм – такое дополнение обеспечивает повышенную жесткость створки ворот и используется для дальнейшего крепления материала полотна.
Сварочные швы зачищаются.
Конструкция покрывается грунтовкой и алкидной краской.
После высыхания красочного слоя проводится обшивка рамы профнастилом или другим материалом. Для крепления используются саморезы, под которые нужно просверлить отверстия с помощью электродрели.
Этап 6. Сборка откатных ворот своими руками
Разметка
Прежде всего, нужно определиться с нулевой отметкой – это точка, указывающая на уровень расположения дорожного полотна при въезде на участок. Точка отмечается на одном из опорных столбов максимально близко к поверхности дорожного полотна или земли, затем переносится на вторую опору с помощью лазерного уровня и между отметками натягивается шнур.
От нулевой отметки отсчитывается вверх по столбу 15-20 см – это будущий зазор между воротами и дорожным полотном. Между новыми точками снова протягивается шнур, который будет служить осью при монтаже консольных опор.
Как крепить откатные ворота
Монтаж роликовой тележки на фундаменте. Желательно, чтобы роликовые опоры были максимально удалены друг от друга, что снизит нагрузку на подшипники. Так, первую роликовую тележку нужно устанавливать не на уровне опорного столба, но на расстоянии 150 мм в сторону отката ворот. Это необходимо, чтобы накатной ролик не выступал на проезжую часть.
Для определения крайнего положения задней консольной опоры, следует из общей длины створки с противовесом вычесть 10 см. Полученное значение нужно отложить от принимающего столба, и эта точка станет внешней границей второй роликовой тележки.
Поддерживающие площадки для установки роликовых опор выставляются по полученным точкам и прихватываются к фундаменту. Наличие площадок позволяет предупредить перегрев роликов.
Ролики устанавливаются на регулировочные пластины.
Створка ворот ставится на место путем накатывания направляющей на ролики. Проверяется правильность установки роликовых опор и вертикальность полотна.
Створка снимается, и площадки надежно привариваются к основанию.
Прикручиваются роликовые опоры с роликами.
Снова выставляется створка и перемещается в закрытое состояние.
Строительный уровень размещается в одной плоскости с направляющей балкой, затем посредством регулировочных болтов поддерживающих площадок створка выставляется по горизонтали.
Внутрь направляющей помещается накатной ролик, закрепляется болтами, прихватывается сваркой для надежности.
На верхнем крае створки ворот (напротив ближнего к роликовым тележкам столба) крепится роликовый ограничитель. Приваривается поддерживающая шина и проводится регулировка откатной створки по вертикали.
На противоположном столбе монтируется нижний улавливатель. Место его установки отмечают, когда створка ворот находится в закрытом положении. Для этого скоба улавливателя заводится под накатной ролик и прижимается до полного касания. Крепление улавливателя выполняется болтами для возможности дальнейшей регулировки его положения относительно ролика.
При закрытой створке ворот отмечается местоположение верхнего улавливателя, и элемент прикрепляется к опоре.
По завершении установки откатных ворот нужно окончательно отрегулировать опорные ролики, поддерживающую шину и улавливатели. Торец направляющей закрывается заглушкой, сварные швы зачищаются и окрашиваются.
Оснащение ворот автоматикой
Если монтаж ворот откатных в сторону был выполнен правильно, то створка будет двигаться легко и без рывков. И только в этом случае можно устанавливать автоматику.
Крепление электропривода осуществляется к закладному швеллеру, где уже находятся роликовые опоры. Работа проводится поэтапно.
К профильной трубе прикладывается зубчатая рейка и совмещается с шестерней привода, после чего отмечается его расположение между роликовыми тележками. Если электропривод нужно отодвинуть от края швеллера или немного приподнять, то к закладной приваривается металлическая пластина.
Основание привода закрепляется сваркой на опорной поверхности. Проводится установка устройства.
Створка помещается в открытое положение, и зубчатая рейка приваривается к направляющей. Длина рейки и ее расположение подбираются так, чтобы при крайних положениях ворот оставался еще запас около 10 см.
На рейке закрепляются концевые выключатели.
Подключается электричество.
Устанавливаются фотоэлементы и сигнальная лампа.
В завершение проверяется правильность подключения, и автоматика запускается в работу.
Итог
Надеемся, что наша инструкция, как установить откатные ворота своими руками, позволила вам создать качественные, функциональные и долговечные конструкции, которые будут работать без перебоев. Однако, если в процессе монтажа возникли какие-либо сложности, то лучше не продолжать работу и обратиться к профессионалам, которые устранят ошибки и выполнят дальнейшие шаги.